Все новости
2 Апреля 2020

Очерк о реке Неруссе: 52 года спустя

На конкурс «Мой современник» газеты «Рассвет» Суземского района Брянской области пришёл новый очерк А. Яковлева «Идёт моя Нерусса». Этот факт мог бы остаться незамеченным нами, потому что дело произошло 52 года назад – очерк вышел в газете в 1968 году. Но нам принесли случайно найденный номер «Рассвета». И мы не могли не поделиться одной из публикаций.

На конкурс «Мой современник» газеты «Рассвет» Суземского района Брянской области пришёл новый очерк А. Яковлева «Идёт моя Нерусса». Этот факт мог бы остаться незамеченным нами, потому что дело произошло 52 года назад – очерк вышел в газете в 1968 году. Но нам принесли случайно найденный номер «Рассвета». И мы не могли не поделиться одной из публикаций.

Номер суземской газеты «Рассвет» от 18 июля 1968 года к нам в заповедник принесли как подарок со словами «Вам может пригодиться». И точно: внимательно ознакомившись с раритетом мы обнаружили, что в эти дни газета печатала материалы на конкурс «Мой современник». И в нашем подарочном номере как раз был очерк за подписью А. Яковлев «Идёт моя Нерусса».

Мы не знаем, победил ли очерк в том конкурсе. Но мы точно знаем, что и сам газетный номер, и материалы, в нём напечатанные, и статья «Идёт моя Нерусса» в чем-то сумели победить время: спустя больше чем полвека мы снова окунаемся в атмосферу литературного конкурса того времени и в атмосферу явного любования своей рекой!

«Словно изгибаясь в каком-то причудливом, доселе неведомом танце, идёт Нерусса вдоль берегов. Идёт как живая. Идёт степенно, неторопко. Идёт неведомо сколько веком подряд. Чуть приостановиться на излучине, всмотрится пристально в заросший, обычно высокий и обрывистый правый берег, словно выискивая что-то потаённое, и снова в путь».

С какой любовью автор пишет о небольшой реке! Он ещё не знает, что спустя 19 лет после опубликования его очерка часть реки станет заповедной: в 1987 году будет создадут заповедник «Брянский лес». Нерусса станет главной водной артерией заповедника, а в некоторой его части – ещё и естественной границей.

«Идёт река. Река-трудяга. Река-красавица. Наша землячка. И как из её глуби жадно тянутся вверх жёлтые и белые кулачки кувшинок, так выплывают непрошенно из сердца такие же тихие добрые строчки стихов: Задумчиво и грустно Уткнувшись в берега Идёт моя Нерусса – Русская река».

Весь текст очерка А. Яковлева 1966 года, опубликованный в газете «Рассвет»:

И кто это только додумается назвать реку неодушевлённым предметом?..

Словно изгибаясь в каком-то причудливом, доселе неведомом танце, идёт Нерусса вдоль берегов. Идёт как живая. Идёт степенно, неторопко. Идёт неведомо сколько веком подряд.

Чуть приостановиться на излучине, всмотрится пристально в заросший, обычно высокий и обрывистый правый берег, словно выискивая что-то потаённое, и снова в путь.

Прохладный шалунишка ветерок гладит её упругое тело. Видно, не по нраву такое своеволие реке. Злится она, ершится, рябит. И от ряби этой стволы берёзок, отражаясь в воде дрожат, изгибаются гигантскими змеями.

Белые горы облаков медленно и неуклюже, будто полярные медведи, кувыркаясь в воде, плывут по течению. Ну до чего точно подметила песня: «И не понять, то ли в озеро небо упало, И не понять, то ли в небе озёра плывут».

И верно, не сразу разберёшь: то ли в ясной-ясной воде прошмыгнула шустрая рыбёшка, то ли это в небе очередной заход «скоростных пикирующих бомбардировщиков» - ласточек. Всё смешалось, слилось воедино – вода и небо.

Вот медленно кружа в вальсе, скользит по реке одинокий берёзовый листок. Откуда и куда держишь ты путь, маленький зелёный беглец? Какая пышноволосая берёзка загляделась поутру спросонья на своё отражение в зеркале и невзначай уронила тебя, будто слезинку? И плывёшь ты теперь, удивлённо впитывая в себя тихие кумачовые закаты, когда длинные щупальцы огненной лавы тягуче растекаются по темной, готовящейся ко сну воде. Будит тебя на зорьке оглашенно-задиристо бесшабашный жаворонок.

Вырвавшись из-за поворота, приглядываешься тык нешумным сёлам и деревенькам, что уютно прижались к самой воде. Крепкие, приземистые дома, ровные, красивые улицы, длинные шеи телевизионных антенн… Да-а, тебе есть о чём рассказать…

Может легонько пристанешь ты где-либо у Чернигова на Десне и поведаешь шумным украинским рощам о всём, что видел и слышал.

А может доберёшься ты, крошечный связной, до самого Чёрного моря, которому отдаёт свою вечную и доселе ещё никем не измеренную дань и Нерусса. И покатит дальше, за три-девять земель быстроногая волна молву о нашем Брянском лесе, о его геройской и мирной судьбе. О его людях – работящих, простых, весёлых.

Идёт река. Река-трудяга. Река-красавица. Наша землячка. И как из её глуби жадно тянутся вверх жёлтые и белые кулачки кувшинок, так выплывают непрошенно из сердца такие же тихие добрые строчки стихов: Задумчиво и грустно Уткнувшись в берега Идёт моя Нерусса – Русская река.

Счастливого тебе пути.

А. Яковлев.

яндекс.ћетрика